Лекция: "Путь Леонида Ткаченко"

Лекция состоится 25 июня 2014 г. в 19.00.

Николай Кононихин, коллекционер, член АИС, куратор NikolayGallery.ru

Пятая лекция цикла «Павел Кондратьев и художники его круга» посвящена творчеству художника Ткаченко Леонида Анисимовича (р.1927), создавшего на рубеже хрущевско-брежневского правления знаменитого «Нового мыслителя» (1956-1966) – чуть ли не первое в Советском союзе произведение концептуального искусства.

Лекция сопровождается выставкой картины: Леонид Ткаченко «Лето» (1989).

Окончив в 1950 году Харьковский художественный институт, Ткаченко приезжает в Ленинград для поступления в аспирантуру. Но вместо аспирантуры попадает в гущу событий недолгой хрущевской «оттепели». В 1955 году на собраниях в Союзе художников Ткаченко вместе с Я.Пастернаком, В.Волковым, Е.Ковтуном и Б.Калаушиным отстаивает свободу творчества и право художника на гарантированное авансирование (т.е. на зарплату). «Это была, может быть, маниловская идея, - вспоминает Ткаченко, - но вполне благородная… Мы добились, что после I Съезда художников (1957) художники фактически стали получать зарплату»…

В 1956 году Ткаченко начинает работать над картиной, которая тридцать лет спустя получила название «Новый мыслитель» (в 1989 ее приобрел известный лондонский галерист Рой Майлз и дал название «The New Thinker»). «Эта картина, - вспоминает художник, - явилась для меня переломной, я начал мыслить элементами художественной формы: цветом, ритмом, конфигурацией формы». Ткаченко работал над картиной около десяти лет и отразил характерную для 1960-х годов – годов холодной войны и «железного занавеса» - атмосферу отчаяния и бессилия людей перед гонкой вооружения и испытания ядерного оружия.

«Когда Кондратьев побывал у меня в мастерской, - вспоминает Ткаченко, - и увидел «Мыслителя» и «Портрет Ермолаева», то по поводу последнего он сказал: «Все ходы от Малевича». А я Малевича к тому времени еще не видел… Если в вопросах искусства я шел на ощупь, то Кондратьев делал это сознательно, потому что учился у Филонова и Малевича… Он говорил такие мысли и идеи, которые мне просто негде было услышать, они были для меня очень интересны».

Глубоким и оригинальным философом предстает Ткаченко в картинах «Последняя пиета Микеланджело» (1981), «Неотвратимость возмездия» (1982), «Пространство поэта» (1987), «Ритмы рока» (1988), «Фантазия на тему Рублева и Пикассо» (1988) и др.

Ткаченко - блестящий портретист. Начав с портретов Бориса Ермолаева и друзей-художников по группе «одиннадцати» З.Аршакуни, Г.Егошина и Я.Крестовского, выполенных в традициях русского авангарда, позже художник создет полные экспрессии концептуальные портреты-знаки великих поэтов, писателей, музыкантов (Маяковский, Блок, Толстой, Достоевский, Лермонтов, Цветаева, Ахматова, Бетховен, Скрябин).

Ткаченко также известен созданием живописных «концертов» и абстрактных композиций, объединенных в обширный цикл «Музыка живописи».